2024/12/09 12:03:55

Карта рынка «Цифровизация ритейла 2024»

Аналитический центр TAdviser выпустил новую карту «Цифровизация ритейла». На ней отмечены российские разработчики ИТ-продуктов, которые используются компаниями из сферы розничной торговли, а также интеграторы, оказывающие услуги для цифровизации отрасли.

Карта охватила свыше 280 отечественных участников рынка – разработчиков ИТ-решений и контрольно-кассовой техники, системных интеграторов, оказывающих различные виды ИТ-услуг для цифровизации бизнес-процессов компаний розничной торговли.

При наполнении карты аналитики использовали несколько источников информации, в частности, базу знаний об ИТ-проектах TAdviser, в том числе анкеты компаний и рейтинг крупнейших ИТ-поставщиков в ритейле, а также информацию с сайтов российских вендоров и интеграторов.

Партнером проекта выступила компания «КОРУС Консалтинг» — стратегический ИТ-партнер для комплексных изменений в бизнесе через развитие технологий и цифровую трансформацию.


Карта рынка «Цифровизация ритейла 2024». Кликните, чтобы увеличить

По просьбе TAdviser, директор направления ритейл ГК «КОРУС Консалтинг» Геннадий Тарантасов, поделился своим экспертным мнением о приоритетных направлениях цифровизации российских ритейлеров и динамике импортозамещения в этой сфере.

О приоритетных направлениях цифровизации российских ритейлеров

Сейчас ритейл переживает большой дефицит персонала, и это заметно по тому, как компании начали перестраивать подход к работе с сотрудниками. Дефицит персонала и возрастающая конкуренция за квалифицированных сотрудников заставляют искать гибкие HR-решения для поиска, адаптации, удержания и развития кадров. Подходы, ориентированные на удобную и более частую оплату труда, становятся важнейшим элементом удержания.

В то же время растет спрос на автоматизацию, которая позволяет снизить зависимость от персонала и повысить операционную эффективность на всех уровнях — от фронт-офиса до логистики. Это мировой тренд, но если на Западе автоматизация вызвана высокими затратами на труд, то в России это ответ на дефицит кадров и их растущую стоимость. Автоматизация рутинных операций, внедрение BPM-систем и оптимизация процессов позволяют сотрудникам сосредоточиться на более сложных задачах, улучшая общую производительность.

Логистика тоже выходит на первый план. ECOM растет, а с ним и затраты на транспортировку, особенно на последнюю милю. Чтобы не застрять в огромных расходах, компании всё активнее ищут способы оптимизации всей цепочки поставок. К этому добавляются законодательные требования, например, обязательная маркировка товаров, — которая тоже требует времени и ресурсов.

Плюс, мы видим, что потребители стали тратить более осмотрительно, что тоже сказывается на стратегии компаний. Ритейлеры начали уделять больше внимания ценообразованию, прибегая к искусственному интеллекту для моделирования цен и увеличения прибыли. Применение ИИ становится частью комплексной стратегии повышения производительности и эффективности бизнеса.

Об особенностях замещения иностранных ИТ-решений в ритейле

В импортозамещении ритейл движется без резких шагов — только плавный, продуманный переход. Замещают чаще всего решения, которые уже подошли к концу жизненного цикла или перестали эффективно выполнять функции. При этом упор делается на российские разработки и open-source решения.

В последние два года на российском рынке появилось множество продуктов, которые закрывают пробелы, оставленные ушедшими решениями. Среди них, например — «Авандок», Keeprise, KONCRIT. Сложнее всего идет замена core-систем товародвижения — основного ядра для большинства крупных ритейлеров. На рынке по большому счету есть только , и его функциональности иногда не хватает, чтобы закрыть узкие нетипичные задачи. Для небольших и средних компаний есть решения, требующие доработок, но это вполне реализуемо. Для крупных игроков замена ядра — огромная задача, требующая лучших специалистов, которых сейчас достаточно сложно найти.

На фоне избытка новых ИТ-решений можно ожидать, что рынок пойдёт по пути консолидации, и часть компаний в итоге уйдёт. Большим ритейлерам проще — у них есть ресурсы, чтобы разрабатывать собственные системы, в том числе WMS или решения по товародвижению. Они могут позволить себе содержать крупные ИТ-отделы и переходить на микросервисы, тогда как малый и средний бизнес вынужден подстраиваться под имеющиеся на рынке продукты.

Скачать карту в высоком разрешении можно по ссылке.

Заявки на печатную версию карты можно направлять на адрес editor@tadviser.ru. Бесплатная доставка осуществляется по Москве ИТ-руководителям компаний из сферы розничной торговли. Также возможно приобретение карты.

Новая карта российского рынка цифровизации ритейла – это 19-й продукт TAdviser из этой серии. Ранее были подготовлены:

Читайте также